Сайт Zavuch.ru заблокирован на территории Российской Федерации.
6 мая 2025 года Роскомнадзор официально уведомил нас, что публикация обращения учителей к Президенту (ниже),
а также Манифест к обществу,
содержат «информацию, создающую угрозу общественной безопасности».
Мы не публиковали фейков.
Мы не призывали к протестам.
Мы просто собрали слова тех, кто больше не может молчать.
Вы можете убедиться в этом сами —
прочитав текст и комментарии к нему
ниже.
📬 Открытое письмо Президенту Российской Федерации от имени российских учителей
Уважаемый Владимир Владимирович!
Мы обращаемся к Вам от имени тысяч учителей, которые каждый день ведут уроки, растят будущее России, стараются выстоять
— несмотря на всё.
Но сегодня мы больше не можем молчать.
В школах накопилось столько проблем, что молчание стало соучастием.
Мы теряем профессионалов. Мы теряем веру в профессию. Мы теряем саму школу — как место роста, культуры и
просвещения.
Каждый из нас знает:
• Учитель работает по 40–50 часов в неделю, получая за это 28–35 тысяч рублей.
• Учителя перегружены бюрократией и цифровыми платформами, а не уроками.
• Нас вынуждают заполнять таблицы, а не вдохновлять учеников.
• Молодёжь не идёт в школу — зарплаты и условия отталкивают.
• Мы работаем в классах по 30 человек на 18 кв.м. — и это считается нормой.
• Мы вынуждены брать по две ставки, чтобы прокормить семью.
• Мы слышим громкие заявления о поддержке, но в школах всё остаётся как было.
Это не эмоции. Это системный сбой, который уже разрушает школу изнутри.
Сегодня мы не просим, а говорим:
без реальных реформ в образовании Россия не сможет быть сильной.
Учитель — это не статист в политике.
Учителя — это миллионы людей, от которых зависит будущее страны.
Школа — это не место для отчётности.
Это место, где решается, кем вырастет новое поколение.
Школа должна быть местом смысла. Сегодня она — место бумажного ада.
Это сравнение — не метафора. Это реальность.
Учитель в России сегодня — как оператор ядерной ракеты, на пульте которой написано: “Будущее страны”.
Только вот сил нажать на кнопку уже не осталось — руки дрожат от выгорания, бессонных ночей, безысходности, отчётов и
второй ставки. И пока страна надеется на уверенную защиту самыми гипертрофированно-звуковыми пусками, учитель сражается не с
врагами извне, а с врагами внутри: формами, платформами, бюрократией и коммуналкой.
Гражданин Президент, Вы часто говорите о надёжной защите Родины, о суверенитете, о будущем, которое зависит от каждого из
нас. СМИ пугают пеплом, в который может превратиться весь мир — “если что”.
Но посмотрите: в пепел уже почти превратилось наше образование.
Не из-за угроз извне — а из-за молчаливого разрушения и равнодушия внутри.
И если мы потеряем школу — мы потеряем страну.
Без единого выстрела. И без внешнего врага.
А правда заключается в следующем:
• В российских школах сегодня уважается не знание, а отчётность. Главное — не научить ребёнка, а правильно
заполнить бумагу.
• Учителя не ищут, как сделать урок интереснее — они ищут, как подтвердить свою квалификацию перед
аттестацией.
• Профессионализм заменён бумагами. Главное — не чему ты научил, а какие сертификаты и грамоты ты собрал.
• В школах культивируется не обучение, а выживание. И ученики, и учителя находятся в постоянном стрессе.
• Молодых учителей нет. Потому что никто в здравом уме не идёт в профессию с такой оплатой и таким отношением.
• Те, кто остаются, — герои. Но даже герои выгорают.
• Классный руководитель сегодня — это не наставник. Это комбайн: психолог, медик, бухгалтер, отчётник, секретарь и
иногда — учитель.
• Каждый день мы слышим: "Вы же знали, куда шли". А те, кто это говорят, сами никогда бы туда не пошли.
• В школах объединяют классы, потому что не хватает ни учителей, ни детей. Пятый и шестой учатся вместе, за 45 минут.
Это не урок — это театр абсурда.
• Дети учатся списывать — потому что знают: главное не выучить, а как-нибудь сдать.
• Мы приучили детей к лжи — потому что сама система построена на фальши. В отчётах всё хорошо. В жизни —
катастрофа.
• Олимпиады, ВПР, конкурсы, проверки — как вал бумажного насилия, в котором не видно ни ребёнка, ни смысла.
• Знания уступили место формальностям. Ученик не понимает, зачем учиться — ведь всё решают связи, льготы и
деньги.
• Родители обвиняют учителей, учителя — родителей. И никто не берет на себя ответственность.
• Дисциплина разрушена. Учитель не может даже сделать замечание — иначе его обвинят в нарушении прав
ребёнка.
• Школьная администрация занята отчётами и статистикой. Она боится потерять показатели, а не учителей.
• В столовой давка. В классе — 30 человек на 18 квадратов. В голове — выгорание.
• Цены растут. Зарплаты — нет. Чтобы жить, учитель берёт полторы-две ставки и репетиторит по вечерам.
• Уроки мы готовим ночью. Потому что днём мы пишем отчёты.
• Учитель — лицо государства. Но у этого лица усталый взгляд, мешки под глазами и 3 кредита.
• Школа должна быть местом смысла. Сегодня она — место бумажного ада.
Что мы требуем:
1. Первое, что Вы, Товарищ Президент, можете сделать уже сейчас — это выразить недоверие Министру
просвещения и всей его команде.
Это решение поддержит абсолютное большинство педагогического сообщества.
Это будет честный сигнал: нас услышали. Потому что нынешний министр и его окружение утратили доверие учителей,
не понимают реальности школы и продолжают реформы, от которых образование только разрушается.
2. Ввести обязательное правило: управленцем в системе образования может становиться только человек, который
отработал в классе учителем или педагогом не менее 10 лет
и имеет опыт административной работы в школе не менее 5 лет.
Исключения недопустимы.
Каждый управленец выше уровня директора обязан будет проходить регулярную аттестацию раз в 2–3 года.
Аттестацию должна проводить независимая комиссия, состоящая из педагогов — желательно из других районов или
регионов.
Решение должно приниматься на основе:
— открытых докладов учителей и директоров из подведомственного района о работе данного чиновника,
— анализа конкретных результатов,
— предоставленных самим чиновником подтверждающих документов.
Это восстановит справедливость и поставит на место управлять образованием тех, кто сам его нес на себе.
3. Создать при Администрации Президента независимую рабочую группу по вопросам образования,
с обязательным участием действующих учителей из разных регионов, избранных педагогическим сообществом,
а не назначенных "по указанию сверху".
Без лояльных “общественников”, без формальных лидеров, без прикормленного ручного профсоюза.
Только тех, кто реально работает в школе и знает, что там происходит на самом деле.
4. Провести открытую, очную встречу с представителями учителей,
отобранными не Министерством, а сообществом педагогов.
И провести её публично, в прямом эфире, без “представителей родительских комитетов” и “отличников
отчётности”.
Мы хотим быть услышанными — напрямую, без фильтров.
5. Ввести персональную ответственность чиновников всех уровней за:
— фальсификацию отчётности,
— игнорирование обращений учителей,
— давление на директоров и педагогов за честные высказывания,
— создание условий, при которых невозможно ни жить, ни учить.
6. Признать провал попыток восстановить престиж профессии “Годом педагога и наставника”,
который, как вы знаете, уже прошёл. Не идёт — а прошёл.
И да, все отчитались, что Год "прошёл на самом высоком идейном и духовном уровне".
Мы уверены, что в профильном министерстве за это вручили грамоты, медали
и провели не один круглый стол под аплодисменты коллег.
Только вот пока шли торжественные отчёты, тысячи учителей покинули школы,
не дождавшись ни поддержки, ни перемен.
Потому что жить на идеях и пресс-релизах нельзя.
А учить детей — тем более.
Нам не нужен ещё один “Год учителя”.
Нам нужна экстренная программа спасения школы — с реальными мерами:
— выравниванием зарплат,
— сокращением нагрузки,
— возвращением уважения,
— полной перезагрузкой управленческого состава.
7. Дать прямой публичный ответ на это письмо.
Не от Министерства. Не от пресс-службы. Не “по поручению”.
А лично от Президента Российской Федерации.
Мы не просим об этом —
мы имеем право требовать.
Мы заранее понимаем, что администрация Президента, скорее всего, переадресует это письмо в Министерство просвещения. Мы
знаем, как это работает — ведь живём в такой же системе: в школах тоже всё построено на отчётах, статистике и формальных
ответах. Но, как и вы, мы умеем читать между строк. Мы не ждём бюрократического отклика или очередного “всё уже
делается”. Нам не нужны копии приказов и ссылки на программы. Мы сами умеем составлять отчёты — по 10 в неделю.
Нам нужны не документы. Нам нужны реальные решения и реальные изменения нашей жизни.
Иначе школа — как и доверие — будет потеряна.
Помните: нас — миллионы.
Помните: в наших руках — дети.
И выборы, которые проходят в школах.
Господин Президент!
Вы как-то сказали, что работаете как "раб на галерах".
Но вот только в этой системе настоящими рабами и заложниками давно стали мы — учителя.
Мы, которые тащим на себе образование, заполняем сотни форм, учим детей, спасаем подростков, пишем отчёты и живём в
долгах.
И, как люди грамотные, мы понимаем:
Вы работаете на народ. А не народ — на вас.
Поэтому мы и обращаемся к вам напрямую.
И ждём не формальных отписок, а реальных действий и реальных ответов.
Не от Министерства. Не от пресс-службы. Не “по поручению”.
А лично от Президента Российской Федерации.
Товарищ Президент, давайте наконец заключим перемирие — не между ведомствами, а между властью и школой. Между теми, кто
принимает решения, и теми, кто каждый день выходит к детям. Учителя не враги. Мы просим не пощады — мы просим быть
услышанными.
🗣️ А теперь — послушайте, что говорят те, кто подписал
«На таких фанатиках, как моя мама, всё и держится. Они уйдут — и школа закончится.»
— Сергей
«Хватит терпеть. Школа — не фотозона для отчётов, а место для детей и знаний.»
— Надежда
«Я ушла в репетиторы. Школа снится до сих пор, но вернуться — ни ногой.»
— Татьяна
«Всё, что происходит — это не цирк. Это апокалиптический шапито. Мы орущие в вакуум.»
— Виктория
«Я — одна из тех, кто жил школой. И теперь школа выживает без меня.»
— Аноним
«ЗП ниже технички. Работы — как у двух. Статус — как у никого. Вот такая реальность.»
— Аноним
«Дайте просто УЧИТЬ. Без лайков, фоточек и ‘Сферума’.»
— Ирина
«Если это письмо не сработает — нас действительно уже никто не спасёт.»
— Ольга Викторовна, Челябинск
«Дети теперь не учатся — они выживают в шоу из мероприятий. А мы просто их обслуживаем.»
— Вероника
📣 Как поддержать обращение учителей
Письмо стало голосом тысяч. Но мы слышим, читаем и храним каждый отдельный голос и каждое пожелание.
Сейчас все комментарии фиксируются здесь — под письмом, только от зарегистрированных пользователей.
Это важно: так мы сохраняем достоверность и защищаем обсуждение от флуда.
25 апреля мы запустили отдельный Telegram-канал, чтобы продолжить диалог. Мы понимаем
— у многих просто нет времени пройти регистрацию на сайте (и это видно по самому письму). Поэтому теперь вы можете
высказаться и там.
👉
Подпишитесь на канал
— чтобы читать, делиться и быть услышанными.
А если вы всё же хотите оставить комментарий здесь — сделайте это ниже. Мы сохраняем каждый голос.
Это и есть сила обращения.
👇 Ниже вы можете прочитать все комментарии от учителей по всей стране. Если вы чувствуете то же —
обязательно оставьте свой голос. Даже одно слово важно. Нас слышат, когда нас много.
Мы видим огромную поддержку педагогического сообщества к открытому письму Президенту.
Тысячи учителей со всей страны уже выразили своё согласие и солидарность. Это показывает, что голос педагогов становится
по-настоящему общим.
Но мы понимаем: чтобы нас действительно услышали — нас должны поддержать родители.
Именно поэтому мы написали манифест учителей к обществу — честный, мирный, ответственный текст,
обращённый ко всем, кому не всё равно.
Поддержать манифест и рассказать о нём родителям ваших учеников можно здесь:
https://www.zavuch.ru/news/3972
📊 Уважаемые коллеги, родители и граждане,
Наша инициатива получила широкий отклик, и сегодня мы видим, что обращение к Президенту и Манифест учителей затронули боль и
тревогу тысяч людей по всей стране.
Чтобы понять,
насколько общество готово к дальнейшим шагам в защиту профессии учителя и будущего образования, мы открыли анонимный опрос.
👉 Пройти опрос можно по ссылке:
https://t.me/ebaranovsky/25
Это не призыв к действию, а способ услышать друг друга и зафиксировать, что действительно думает педагогическое и
родительское сообщество.
💬 Ваш голос важен. Он даст нам обоснование говорить дальше — спокойно, открыто и от лица тысяч.
Телефон редакции ЗАВУЧ.ИНФО +7 495 120 13 78